Вчера сходил на детский спектакль Чиполлино в музкомедию, и только сегодня понял, что попал не туда. Одни ошибаются дверью, а я ошибся театром. Все по вине журналистов, бездумно перепечатывающих анонсы мероприятий.
Пролистывая еженедельную рубрику “Куда пойти в Одессе” на новостном сайте, наткнулся на описание мюзикла. Героев Джанни Родари обещали показать в новых, осовремененных образах. Среди них профессор Груша, мастер Виноградинка и прокурор Помидор. Захотелось посмотреть, как Помидор из синьора стал прокурором, и какие еще сюрпризы подготовили постановщики в музкомедии.
Билетов оставалось около пяти штук и все в предпоследнем ряду. Значит на спектакле аншлаг, все-таки у детишек каникулы. Раздумывать некогда - надо брать. Тем более театр по соседству со стадионом Спартак, куда по субботам хожу в баню. Выйду из театра и сразу в парилку, как Чацкий, с корабля на бал.
На детском спектакле в буфете алкоголя не будет. Поэтому перелил оставшуюся с Нового года мадеру в маленькую плоскую бутылочку от львовской наливки, и положил во внутренний карман. Специальной металлической фляжки для коньяка, как у заправских театралов, у меня нет. Без алкоголя в театр ходить не нужно, только зря потратите время. Желательно выпить до спектакля и повторить процедуру в антракте. Но никогда не злоупотребляйте во время действия, так делают только в стрип-барах и на выступлениях стендап-комиков.
В музкомедию начали запускать ровно за полчаса до начала спектакля. Я поднялся на второй этаж и решил отхлебнуть мадеры. Зашел за какую-то ширму, отвинтил крышечку, и только собрался сделать несколько добротных глотков, как под ногами стали путаться дети. Черт возьми, откуда они всегда берутся, эти дети?
Пошел в противоположный конец фойе, встал за колонной, оглянулся на всякий случай по сторонам, и снова отвинтил крышечку. Затылком почувствовал пристальный взгляд и обернулся. В десяти шагах стояла женщина с театральными программками. Да что же это такое, мне дадут сегодня спокойно выпить? Быстрым шагом вошел в полутемный партер, встал за портьеру и немедленно выпил. Тем временем прозвучал третий звонок.
На последнем ряду, справа от меня, сидела старая одесситка с внучкой. Когда три маленьких девочки хотели протиснуться к своим местам, то у них ничего не вышло, женщина их не пропустила:
– Вам куда, девочки?
– Туда, рядом с вами.
– А что же вы с той стороны не пошли?
– Мы не знали.
– Заходите на свои места с другой стороны.
Спектакль оказался полнейшим провалом. Был на русском языке и с отвратительными фонограммами. Никакого прокурора, никаких современных образов, никакой смены декораций, полное отсутствие вменяемой хореографии. Не вижу смысла анализировать художественные и выразительные средства, но для понимания картины расскажу, как была решена сцена, в которой синьор Помидор лопнул от злости.
Решение очень простое, как из учебников: весь свет погасили и Помидор тихонько ушел за кулису, причем это было видно даже мне, на предпоследнем ряду. Потом софиты осветили героев, подымающих со сцены кусок красной тряпки. Сидящие рядом мальчик с девочкой оценили это по достоинству:
– Это он типа лопнул.
– Ага, только я видел, как он уходил.
– Я тоже видела.
Что самое главное в детском спектакле? Какой основной критерий успеха? Дети должны громко смеяться. Все остальное чепуха. Спектакль в музкомедии не веселил детей, не держал их внимания, был вялым и неинтересным. Постановкой детских спектаклей должны заниматься успешные режиссеры, набившие руку на взрослом зрителе. Держать внимание детей только текстом или сменой декораций не получится. Как хороший учитель умеет организовать урок, так и режиссер детского спектакля должен придумывать сложнейшие трюки и решения, иначе через пятнадцать минут всем станет скучно.
В антракте произошло событие, из-за которого пишу весь этот текст. Произошло оно в мужском туалете. С одной стороны там кабинки, с другой писсуары. Широко расставив ноги и глядя в потолок, я увидел боковым зрением огромное количество женщин. Сперва мне показалось, что по ошибке зашел не туда, и стало не по себе. Холодок пробежал по спине, пока застегивал ширинку. Но разве писсуары бывают в женских туалетах? Или в театре музкомедии туалет для всех общий? Отчетливо помню на входе картинку с джентльменом, ошибки быть не может - я попал по адресу, а вот женщины здесь не к месту. Не только выпить в этом театре сложно, так еще и в туалете не расслабишься.
Мамочки привели своих мальчиков за ручку прямо до кабинок. По возрасту и по росту детишки были, как главный герой мюзикла. Чиполлино играл бойкий мальчуган в коротких штанишках. Во втором акте он вместе с Редисочкой и графом Вишенкой собирался освободить своего папку и других заключенных из тюрьмы. И это ему удалось.
Марсель Дюшан. Фонтан. 1917
Скажите мне, как эти ребята возраста Чиполлино, которых мамочки водят за руку в туалет, поймут спектакль и мотивы героя? Их сверстник отвесил смачного пинка синьору Помидору, накормил снотворным и слабительным сыщика Морковь, прогнал принца Лимона из страны, а они ходят с мамой в туалет.
У меня дар речи пропал, когда увидел такую картину в мужской уборной. Я не смог ни возмутиться, ни прогнать этих женщин. Другие мужчины воспринимали это явление вполне обыденно, как само собой разумеющееся.
Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее. Когда папку в спектакле арестовали, он сказал сыну на прощание:
– Чиполлино, теперь ты уже большой и можешь сам о себе подумать. Отправляйся странствовать, поучись уму-разуму.
Мне сложно представить такую сцену между современными одесскими родителями и их ребенком. Со смартфоном дети управляются легко, неужели в интернете никто не пишет, что ходить с мамой за ручку в туалет позорно. Милые дети, если читаете этот текст, и родители не научили вас, как вести себя в общественных местах, запомните одну вещь. Не позволяйте родителям опекать вас. Ходить в мужской туалет с мамой – это позор. Лучше сидите дома и никуда не ходите, пока не научитесь самостоятельно зашнуровывать башмаки и застегивать ширинку.
Одни ошибаются дверью, а я ошибся театром. Оказывается, мюзикл Чиполлино, где Помидор работает прокурором, а остальные герои перекроены на новый лад, поставили не в музкомедии, а в Украинском театре, что на улице Пастера. Узнал об этом сегодня, когда искал информацию и отзывы о спектакле. Мне показалось, что увиденное вчера не соответствует тому, что было написано в анонсе. Хотелось найти моим впечатлениям подтверждение. И я его нашел.
На сайте concert.ua описание у двух спектаклей одинаковое:
- спешите насладиться мюзиклом, который Одесса еще не видела
- окунитесь в детство
- герои предстанут в новых образах
- прокурор Помидор и тому подобное.
На новостных сайтах из-за этого возникла путаница. Незабываемая полуторачасовая комедия, сногсшибательные декорации, световое оформление, объемный звук и невероятные костюмы плавно переехали из одного мюзикла в другой. Для тех журналистов, которые копируют непроверенную информацию, в аду есть специальное место. Целую вечность они будут ходить в огромный сортир с мамой за ручку.
Теперь меня мучает вопрос - идти на правильного Чиполлино в Украинский театр или не идти. Билеты там стоят в шесть раз дороже и общественной бани рядом нет. Вдруг в мужской уборной Украинского театра такие же традиции, как в музкомедии. Что мне тогда делать? Как прогнать заботливых мамашек из мужского туалета?
Интересно, что бы сделал на моем месте неунывающий Чиполлино?