Во время завтрака в дверь позвонили. У одесситов в порядке вещей сразу выйти к людям, с набитым ртом и бутербродом в руке. Мне же пришлось дожевать одесский бублик с маком, густо обмазанный маслом, и сделать пару хороших глотков чая, прежде чем встать из-за стола.
Молодой парень приглашал жильцов на встречу:
– На пятом этаже сейчас будет общее собрание по поводу качества воды.
– Как вы сказали?
– Качества воды. Много жалоб поступает на воду.
– У меня хорошая вода.
– Рад за вас, но другие жалуются.
– И что там будет на собрании? Как я смогу повлиять на качество воды?
– Это информационное собрание.
– Информационное?
– Будем разъяснять.
– Ясно, спасибо.
Что именно собрались разъяснять одни одесситы другим одесситам, мне совершенно безразлично. За три года поучаствовал в нескольких подобных собраниях, и все были с нулевым результатом. Потому что результат всегда основывается на цели, а у бесцельного собрания не может быть результата.
Собраться в грязном подъезде, в домашних халатах и засаленных спортивных штанах, обсуждая проблему качества воды - это очень по-одесски. Впечатление как от картины Федотова “Свежий кавалер” - на груди медаль, а вокруг печаль. Кстати, о печали. Каждая такая встреча жильцов обязательно заканчивается инициативой по сбору средств.
Вера одесситов в магическую силу денег напоминает фетишизм. Не тот фетишизм с нижним бельем и чулками, а тот, что получил распространение у первобытных племен. Почти каждый хранит дома талисман с изображением волосатого дядьки - Бенджамина Франклина. Когда курс валюты колеблется, то к обменникам выстраиваются длинные очереди фетишистов. Ведь если фетиш не приносит удачу хозяину, его нужно заменить другим.
В некоторых современных африканских племенах еще остались традиционные верования, и фетишизм среди прочего. Может быть одесситам стоит почаще ездить в Ботсвану и Кот-д’Ивуар, чтобы научиться извлекать из своего фетиша все, до последнего цента? А не так, как сейчас: собрались, поговорили, собрали с каждого денег и разошлись, до следующего собрания.