Новощепной ряд обещали реконструировать вместе с легендарным Привозом. Новость правдивая, потому что часть торговых рядов уже заменили новенькими павильонами и кое-где криво замостили тротуарной плиткой. Через два года самая мерзкая одесская улица перестанет вызывать у меня тошноту.
Улица начинается от автостанции Привоз и заканчивается у входа в Преображенский парк. Здание зоопарка в доме №25 раньше было городским ночлежным приютом, а на месте Преображенского парка находилось старое городское кладбище, уничтоженное в 30-ые годы прошлого столетия. Ночлежки и кладбища там больше нет, но жуткая атмосфера осталась, годы не смогли выветрить нищету и упадок с этой улицы.
На первом этаже дома №11 работает распивочная. Слово это любил использовать Достоевский в Преступлении и наказании. Помните темное вонючее помещение, в котором Раскольников повстречал Мармеладова? Там еще среди шума и пьяной возни посетителей, под звуки шарманки, пел детский надтреснутый голосок. Вот такое заведение, с точно такими же персонажами, находится на первом этаже дома №11 в Новощепном ряду. Проходить мимо этой распивочной мне не нравится, но иногда приходится, ведь чуть дальше начинается строительный рынок.
Глупо в старших классах проходить Достоевского. Что знает школьная училка по литературе о таких вот распивочных. Как она расскажет об отвратном натурализме трущоб. Проклятая школьная программа, зачем мучаешь старшеклассников зловещим романом? Не сможет молодой человек в 16-17 лет насладиться таким произведением. Да и не всякий взрослый сможет насладиться, взять хотя бы меня.
Во время чтения Достоевского у меня появляются настоящие рвотные спазмы, до того сильны натуралистические описания. Липкая страшная духота, толкотня, летняя вонь, пыль, известка, пьяные на каждом шагу. Пьяного Мармеладова за волосы таскают по комнате. Пьяная малолетняя девица в рваном платье чуть не становится жертвой господина с усиками, в той сцене, где Раскольников дал 20 копеек городовому на извозчика. Страшный сон про то, как на глазах ребенка до смерти забили безответное животное. Раздавленный лошадью Мармеладов с избитым, исковерканным лицом, лежащий посреди улицы, залитый кровью.
Натурализма в романе Достоевского так много, что можно черпать ведрами и выливать прямо в Новощепной ряд, никто даже не заметит. Но когда говорят о романе, то пересказывают скучные школьные уроки, а о мерзком натурализме ни слова. Мне не попадалось нормальных фильмов, снятых по этому роману, хотя наверное они есть. Черно-белое кино режиссера Кулиджанова оставляет мрачное ощущение загнанности, а фильм BBC Crime and Punishment близок к Достоевскому в сцене убийства топором, атмосфера в распивочной же словно в приключенческом фильме про пиратов. Никто не хочет связываться с натурализмом, но зачем тогда Достоевский кропотливо выписывал все омерзительные детали? Автор так старался, а школьные учителя и режиссеры выкидывают натурализм на помойку. Но без него не понять замысел автора.
Посмотрите внимательно на изображение Новощепного ряда, которое я сделал специально для вас из гугловской панорамы. Ничто так натуралистически не передает атмосферу мерзкой одесской улицы, как беспристрастный глаз Google. Мой вам совет, пока улицу не реконструировали, загляните в распивочную в доме №11, купите безделушку на барахолке напротив дома №21, посмотрите на бомжей возле входа в Преображенский парк. Забудьте о дореволюционном Петербурге, он вам ничем не поможет. Чтобы по-настоящему понять произведение Достоевского, погуляйте пару часов в районе Новощепного ряда. Обещаю, вы прочитаете Преступление и наказание совсем по другому.